Кабалье и Басков открыли свои секреты 18 августа, 11:23
В преддверии совместного европейского турне, которое включает также концерты в России, Монтсеррат Кабалье и Николай Басков поделились с корреспондентом "Yтра" откровенными рассказами о своем знакомстве, уроках музыки и мыслями об искусстве в целом.
Эксклюзивное интервью с Монтсеррат Кабалье:
"Yтро": Сейчас планируются Ваши гастроли в России с Николаем Басковым, о котором во всех интервью Вы отзываетесь исключительно положительно. А не могли бы Вы вспомнить, какое впечатление произвел на Вас Николай, когда увидели его впервые?
Монтсеррат Кабалье: По-моему, в первый раз мы встретились в Санкт-Петербурге на концерте. Тогда мы пели вместе. Он исполнял такие живые музыкальные мелодические произведения! Я ему предложила спеть на этом концерте дуэт Масканьи. Он ответил: "Ну ... не знаю". "Но это же очень легкий дуэт", - возразила я ему. Николай согласился, и вечером мы уже пели. Я сразу обратила внимание, насколько он музыкален. У него безумно красивый голос, как и внешность. Особенно, когда он поет. Но одно дело - слушать голос, звук и совсем другое - знать, что этот человек — настоящий музыкант. Это очень разные вещи, но они должны идти рука об руку. И если в человеке не сочетаются эти вещи, тогда ничего не получится. Я предложила ему прослушивание, чтобы узнать, сколько нот берет его голос. Он тогда сказал, что ему очень нравится опера и что ему хотелось петь именно оперную музыку. Мне на самом деле было интересно, потому что он напомнил мне 1980-е гг., когда на моем горизонте появился Фреди Меркьюри. Он всегда приезжал в оперный театр, чтобы послушать меня, и ему тоже очень нравилась опера. И, может быть, из-за этого воспоминания я тогда подумала: вот еще один исполнитель, который поет мелодичную музыку и жаждет петь оперу. Тогда я его прослушала. Когда я слушала его, то поняла, что его голос обладает более обширным диапазоном, чем мне казалось раньше. Я ему сказала: "Давай увидимся еще раз через какое-то время. Но я хочу, чтобы ты приехал с четырьмя оперными ариями, уже выученными". Через какое-то время мы снова встретились, он их спел, и я увидела на его лице выражение такого испуганного внимания, мол, что она скажет. Я ему сказала: "Николай, у тебя есть голос для оперы, очень красивый голос, но тебе надо подготовиться, надо заниматься, чтобы выйти на оперную сцену. Диапазон твоего голоса вполне позволяет петь оперу. Ты вполне можешь взять верхнее "до". И, кроме того, у тебя есть врожденная выразительность голоса, музыкальность, что для оперы чрезвычайно важно". Ведь, помимо музыки, именно выразительность важна, чтобы голосом можно было выразить то, что хотел сказать композитор. Мы спели с ним потом и концерты, и арии, и я надеюсь, что мы с ним можем спеть еще много-много оперной музыки вместе.
"Y": Нравится ли Вам выступать в России? Какие самые яркие впечатления остались у Вас от нашей страны?
М.К.: Самых живых, самых ярких впечатлений у меня несколько. Это было бы даже несправедливо, если б я назвала только одно. Россия стала первой страной, которая предложила снять на телевидении "Норму". Театр "Ла Скала" этого не хотел, все были против. А я сказала: либо мы это сделаем, либо я не пою. Я очень хотела, чтобы это прошло в России. Это очень интимное воспоминание, и я очень рада, что смогла этого добиться. Второе - это награда "Орден дружбы", который мне у вас вручили. Я знаю, что это происходит редко, и тем более редко эта награда выдается иностранцам. Еще одно, когда меня выбрали почетным доктором в Институте им. Менделеева. И когда я записывала видео "Из России с любовью", мне разрешили тогда спеть внутри церкви на Соборной площади Кремля. Я спела "Аве Марию". Это было очень волнующее впечатление. А еще был концерт в Кремле для детей, и первый раз тогда звучали колокола. Первый раз после 70 лет молчания звенели колокола кремлевских церквей. А когда я выступала в зале Чайковского, а потом увидела, что наш диск был на станции "Мир" и все это показали на экране, разве это можно забыть? Это незабываемо. И я всегда возвращаюсь в Россию с любовью. И я знаю, что российские зрители меня любят - они много раз мне это доказывали.
"Y": Насколько я знаю, Басков пел и с Вашей дочерью Марти. Может быть, Вы в курсе, какие впечатления остались у нее от совместной работы с ним?
М.К.: Да, она говорит, что ей очень приятно с Николаем работать. И особенно хотелось спеть с ним партию Джульетты. И я, честно говоря, думаю, что эта пара - лучшая для оперы "Ромео и Джульетта". Она - идеальная Джульетта, а он - фантастический Ромео. Я надеюсь, я жду этого дня, когда смогу просто в качестве зрителя оказаться на их выступлении.
"Y": Сейчас идут разговоры о том, что Европа угасает в культурном плане: искусство мельчает, становится бизнесом. Будучи одним из титанов современного искусства, Вы согласны с такой точкой зрения?
М.К.: В XXI в. и в конце прошлого, XX в., шло развитие посредственности. Очень мало есть творческих желаний. Музыка никогда не была лабораторным продуктом. Музыка - это всегда вдохновение, это духовность и дух композитора. Сегодня очень мало композиторов, которые творят своим духом. Зато сегодня есть сотни, я бы даже сказала, тысячи лабораторных композиторов. Мы говорим в этом случае об оперных композиторах, о тех, кто создает оперную музыку. Эти композиторы не чувствуют призвание, ту же самую потребность творить настоящую музыку и отдаваться ей полностью. Скорее, им нужно получить много контрактов, чтобы заработать деньги и стать за год знаменитыми. Максимум - за пять лет, а лучше, чтоб это произошло за год. Сценографы и те, кто создает оперные постановки - художественные руководители (не все, конечно, но большинство), - склоняются к тому, чтобы сделать, скажем, фильм, наложенный на музыку, и называют это оперой. Это словно бы пример картины Рубенса или Гойи, или Веласкеса, которую, вместо того чтобы поставить в простую рамку, потому что живопись так прекрасна, что не нуждается ни в каких украшательствах, ставят в вычурные рамы и украшают разными дополнительными деталями, светом, лампочками и прочим. Вот именно так происходит сегодня на сцене, когда пытаются обновить, как теперь говорят, оперу. Обычно это такие люди, которые божественным светом не удостоены. Они не способны создать нечто действительно фантастическое. Поэтому обычно они стараются привлечь внимание низменными ценностями. Сейчас модно говорить: "Аида" мистера X, вместо того чтобы говорить "Аида" Верди. Сейчас не говорят: была поставлена опера "Дон Жуан" Моцарта. Теперь говорят: была поставлена "опера мистера Смита". Но, к счастью, есть великие дирижеры и музыканты, которые отказываются участвовать в этом цирке. Я им аплодирую и очень благодарна. И есть такие же певцы. Они вызывают мое великое уважение - опера не умирает. Просто ей надо позволить жить, и эти люди знают, как это делается.
Интервью с Николаем Басковым:
"Y": Николай, у Вас уже на начало сентября намечены концерты в России и Европе, на которых Вы будете петь дуэтом с Монтсеррат Кабалье. Расскажите об этих гастролях, что Вы от них ожидаете?
Николай Басков: Жду их с нетерпением! Шестнадцатого сентября мы начинаем тур с Барселоны, 21 сентября даем концерт в Греции, а 28 сентября летим в Красноярск! Оттуда – на весь октябрь концерты в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Москве и Петербурге. География обширна, но не только поэтому ожидание это для меня – торжественное и волнующее. Монтсеррат Кабалье – величайшая певица, ее талант заставляет переходить на новый вокальный и артистический уровень всех, кто имел честь с ней петь. Поэтому я жду и от себя большего, наш дуэт – это особенный, необычный, полный эмоций творческий тандем. Я очень ей благодарен еще с тех самых пор, когда мне посчастливилось с ней познакомиться и стать ее учеником.
"Y": Как получилось, что Вы стали учеником Монтсеррат?
Н.Б.:Мы познакомились с ней в 2000 г., на концерте в Санкт-Петербурге. В Ледовом дворце должен был состояться ее сольный концерт, и промоутер Монтсеррат решил сделать подарок городу – выступление певицы с кем-нибудь из российских исполнителей. Я в то время уже был очень известен, и он передал Монтсеррат мои записи. Ей понравилось, и мы выступили вместе. После этого у нас состоялся еще один концерт, уже в Москве, и она предложила подготовить подобную программу в Барселоне. Так мы стали петь вместе, дуэтом, заниматься оперными ариями. Я учился у нее, она очень много мне дала, и эти мастер-классы не прошли даром. В процессе обучения она мне говорила: это ты не так делаешь, нужно по-другому, и я менял что-то в технике или эмоциональной составляющей своего пения. Это был очень серьезный этап в моем профессиональном развитии, кроме того, мы стали лучше друг друга понимать. Кстати, разобраться в технической стороне школы Монтсеррат очень непросто.
"Y": Что же было самым интересным в работе с Монтсеррат? Чему именно Вы у нее научились?
Н.Б.: Она считается одной из самых уникальных певиц на свете. Мало кто владеет своим голосом так же, как она. Монтсеррат, образно выражаясь, "последний из Могикан". Чему научился? Уникальной технике дыхания. Это самое главное, но большинство людей, которые выходят на оперную или эстрадную сцену, не знают, как правильно дышать и как правильно петь. Это самая большая проблема, из-за чего потом у людей возникают проблемы с голосом. Второе, чему я научился, - культура пения. Попытался впитать в себя ее колоссальный профессионализм. Она работала со всеми великими дирижерами, с великими певцами, она работала в великих театрах мира. Естественно, для меня это история. Очень рад, что я тоже в ней оказался. Меня один раз спросили: "Николай, а Вы как считаете, достойны ли Вы петь с Монтсеррат, она ведь пела с самим Фреди Меркьюри?" Я ответил, что достоин. Во-первых, она сама выбирала себе партнера, и, с другой стороны, мне ведь повезло, что мы с Меркьюри, к которому я тоже отношусь с должным почтением, поделили одну женщину.
График совместного турне Монтсеррат Кабалье и Николая Баскова:
16 сентября – Барселона
21 сентября – Греция
28 сентября - Красноярск
1 октября – Новосибирск
4 октября - Тюмень
7 октября – Екатеринбург
14 октября – Москва
18 октября – Питер
источник http://www.utro.ru/articles/2006/08/18/575713.shtml