Таисия ПОВАЛИЙ: «Я политикой не интересуюсь - просто хочу, чтобы украинцы жили хорошо»
«Золотой голос Украины» мало ассоциируется у народа с политикой. Ухоженная блондинка с роскошным вокалом поет по большей части о любви.
Ксения ЛИ. Фото из личного архива Т. Повалий. — 15.01.01
Тем не менее Тая - одна из немногих представителей шоу-бизнеса, кто никогда не менял своих политических убеждений. Артистка рассказала «Комсомолке» о своем отношении к политике, о том, что ей пришлось пережить в оранжевую революцию, и о том, какой она мечтает видеть Украину в будущем.
«От мысли об эмиграции нас избавил Басков»
- Тая, в течение многих лет вы не меняете свою гражданскую позицию, и это, естественно, не может не вызывать уважения. Что заставляет вас так последовательно верить в будущее с Виктором Януковичем?
- Прежде всего мой жизненный опыт. Слава богу, я пожила на свете и многое видела. Господь дал мне такую возможность. Я много гастролировала и видела, как жила моя страна, как развивалась, после того как развалился СССР.
У меня с детства сложилось ощущение, что украинцы богатые, у нас все есть. Я, будучи маленькой, верила, что у меня самая лучшая страна, что мы живем лучше всех. Поэтому, когда началась перестройка, мне было очень страшно. Украине пришлось тяжко, а потом вдруг наступил расцвет, причем резко, и страна пошла вперед. Пика это развитие достигло, когда Виктор Федорович Янукович был премьером. Я помню, как наши друзья из-за границы приезжали и говорили: «Ну, ваша Украина прёт!» Но, увы, после 2004 года ситуация изменилась к худшему. Мы часто бываем за границей и чувствуем, что сегодня к Украине относятся как к стране третьего сорта. И нам очень не хочется, чтобы так продолжалось дальше.
- И вы выбрали гражданскую позицию в соответствии с надеждой на лучшее?
- Нашу общую с моей семьей позицию можно назвать и гражданской, и человеческой. Мы видим в Викторе Януковиче человека, который может изменить жизнь нашей страны к лучшему. И эту позицию мы не меняем уже более 5 лет.
- Сложно ли было столько времени удерживать стабильность убеждений?
- Это действительно было непросто. Было даже время, когда мое имя вычеркивали из списка артистов на концертах. Чиновникам просто не рекомендовали меня приглашать, предлагая воспользоваться списком более благонадежных артистов. Я прекрасно понимала, почему это происходит. Потому что народная артистка Украины Таисия Повалий имела свою собственную политическую позицию и, поддерживая на выборах 2004 года кандидата в президенты Виктора Януковича, была в то время записана буквально во враги украинского народа.
Список так называемых «врагов народа» был даже вывешен на сайте одной политической силы с указанием адресов и телефонных номеров с ненавязчивой просьбой высказать этим людям свое мнение.
- Но ведь это незаконно!
- Тем не менее это был настоящий психологический пресс. На нашу почту приходило до тысячи писем в день с угрозами. Наши телефоны звонили не переставая. Неизвестные люди обещали убить наших детей, сжечь наш дом и машины. И все это только из-за того, что я поддерживала Януковича. Эта истерия дошла до того, что нам посреди ночи пришлось срочно эвакуироваться из Киева в Донецк на частном самолете, который нам предоставили наши друзья. Моя мама не захотела покидать дом. Она говорила: если пришло такое время, что украинцы убивают своих соотечественников за то, что те поддерживают неугодного кому-то кандидата в президенты, то так тому и быть. Мама очень переживала, у нее даже был сердечный приступ, слава богу, наши друзья в Киеве приехали и поддержали ее в наше отсутствие. Мне кажется, что во время оранжевой революции случился настоящий массовый психоз. Люди совершали неадекватные поступки, таких было много даже среди моего близкого музыкального окружения. В моей родной деревне соседи, которые давно меня знали, вдруг увидели во мне врага и ненавидели меня только за то, что я имела убеждения, не сходные с их. Я боялась выйти за ворота. И все это время меня не покидало ощущение, что человеческие мозги кто-то обрабатывал.
- Не появилось ли у вас тогда мысли эмигрировать из страны?
- Была такая мысль. Но нас тогда спасла Россия. В 2004 году в моей жизни появился Николай Басков. Мы записали несколько дуэтов, которые моментально стали популярными на всей территории бывшего СССР. Именно это не дало нам пропасть, избавило от ощущения, что ты изгой в родной стране.
«Я сегодня боюсь стареть в этой стране»
- Тая, вы интересуетесь политикой серьезно?
- Серьезно - нет. Я просто хочу, чтобы мы жили хорошо, чтобы моя страна была лучшей в Европе. А люди верят мне, они пишут мне письма с просьбами, думают, что я всемогущая. Одна женщина попросила у меня денег, потому что не смогла договориться с банком. Ей нужно было ровно столько, чтобы купить 10 свиней. Она писала мне: «Тая, вы не переживайте, когда у меня будет прибыль, я вам все верну». Меня же радовало, что каждый человек находил себе применение, каждый верил в то, что он может заработать. У людей была надежда! Когда брали кредиты в банках, покупали машины, все верили, что завтра они смогут выплатить эти кредиты. Было поднятие духа у народа. И хотелось петь украинские песни, выпускать новые альбомы… У меня есть столько вышиванок! Я их покупала, когда бывала с концертами в Западной Украине. Роскошные, шитые бисером. Мне хотелось их носить. Это было и куда-то исчезло.
Но я хочу, чтобы это вернулось, чтобы хотелось петь, хотелось гордиться своей страной, чтобы люди улыбались друг другу, чтобы мы не боялись выходить вечером на улицы, чтобы наступило стабильное и спокойное время. Хочется к пенсионному возрасту прийти с какой-то гарантией на нормальную старость. Я хочу получать достойную пенсию. Меня еще очень пугает, как учат сейчас студентов в мединститутах. Кто нас будет лечить? Если честно, я сегодня боюсь стареть в этой стране.
- Вы близко общаетесь с Виктором Федоровичем, можете рассказать, какой он человек?
- Опытный, уравновешенный, строгий политик. Он лидер до мозга костей. Он основательный, как гора. Я ему верю и знаю, что он искренний.
- А интересно с ним общаться тебе как женщине, как артистке?
- Конечно. Я считаю, что не важно, какого уровня человек достигает. Мы все вышли из простых семей, мы такими и остаемся. И это мне нравится в Викторе Федоровиче. Эта черта, кстати, есть и у меня - я никогда не заболею звездной болезнью, никогда не поменяюсь, потому что у меня хорошая память и я помню, как я начинала. Это значит, что человек думает, относится реалистически к жизни, реально смотрит на вещи. Виктор Федорович очень близок мне по характеру, по духу. Потому что мы служим своему народу, а не наоборот.
Бог дает каждому человеку свою судьбу. И если мне суждено было стать известной артисткой, а Виктору Януковичу - лидером самой большой политической партии, а даст Бог еще и президентом - это тоже судьба. Все написано наверху.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Игорь ЛИХУТА: «Артисты - главный барометр социологии»
На несколько вопросов «КП» также согласился ответить продюсер и супруг Таисии Повалий
- Игорь, каково ваше впечатление от избирательной кампании?
- Скажу без лишней скромности: артисты - главный барометр украинской социологии. Они много ездят, видят, как люди живут, на что они жалуются. Я хочу сказать, что сегодня практически во всех регионах Украины, где мы побывали, выступления Януковича и Повалий народ воспринимал положительно эмоционально. Ведь у нас везде люди живут бедно, тяжело зарабатывают на кусок хлеба, и им надоели обещания, которые не выполняются.
- Как вы относитесь к артистам, которые периодически меняют свою политическую ориентацию?
- Мы с Таей никогда не осуждаем своих коллег. У каждого человека есть право на выбор. И кого он считает нужным, пусть и поддерживает.
- На ваш взгляд, программа Януковича предполагает поддержку национальной культуры?
- Объясню на личном примере. При президенте Леониде Даниловиче Кучме Таисия Повалий выпустила 12 альбомов, 8 из них - на украинском языке. Никто ее этого делать не заставлял. На каком хочешь - на таком и пой. Но ведь хотелось петь, было ощущение гордости за свою страну. А за последние пять лет мы не выпустили ни одного альбома на родном языке. Потому-то, когда начинают навязывать мысль, что должны петь исключительно на украинском, когда министр культуры обвиняет русскоговорящих в том, что они говорят на «собачьей мове», руки опускаются - что же вы творите?!
Поэтому Тая очень хочет, если президентом станет Виктор Федорович, сделать в Москве грандиозный украинский концерт и выпустить альбом на украинском языке. И я знаю точно, что Виктор Янукович защитит все языки, которые есть в Украине.
http://kp.ua/daily/150110/210197/print/