от 20 января 2007 года
Заслуженный артист России, народный артист Украины певец Николай БАСКОВ – лауреат многочисленных российских и международных конкурсов, пятикратный лауреат национальной премии «Овация», обладатель Золотой медали Фонда мира, лауреат премии «Золотой граммофон», МУЗ TV, удостоенный званий «Певец года», «Стиль года», «Артист года», популярный телешоумен, соведущий программы «Субботний вечер» и прочая, и прочая, и прочая… В чем же секрет того, что молодой певец, которому всего лишь навсего каких-то тридцать лет, сумел достичь таких успехов? Каков был его путь к вершинам всенародной звездной славы? Отсюда и наш первый же вопрос к певцу, являющемуся, по сути, символом успеха:
Может ли быть у столь успешного артиста некая заветная мечта, которую бы он хотел осуществить? Или проблем такого рода для тебя не существует и твои мечты и замыслы сбываются всегда?
Ну, не скажу, что так уж и всегда… Хотя, во всяком случае пока, все в моей жизни складывается по большей части так, как я о том задумал и решил. Но в данном случае ты прав – есть у меня такая, до сих пор не воплощенная мечта. А именно – сыграть в большом кино действительно большую и значительную роль. Разменивается, тратится на мелкие, непритязательные, неглубокие сюжеты мне не хочется, да, честно говоря, и времени на это нет.
И у тебя, конечно, в этом смысле есть какой-то свой кумир, который прославил свое имя и в вокале и в кино.
Да, мне, что скрывать, необычайно импонирует великий итальянский тенор и киноартист Марио Ланца, который снялся в Голливуде в нескольких десятках знаменитых музыкальных лент, таких, как «Великий Карузо», «Любимец Нового Орлеана»… Кино – магическая вещь! Давно уже на свете нет ни самого Марио Ланца, ни великого Карузо, а их бессмертные мелодии звучат и по сей день. Причем мелодии классические, оперные, где искусство бельканто, представлено в подлинном виде!
Да, с мистикой тут, явно все в порядке. Я имею в виду то действительно мистическое совпадение, когда вдруг в один прекрасный день на всех телеэкранах появился молодой певец Басков, который тут же прогремел на всю страну своей блистательной интерпретацией известной песни композитора Лючио Далла «Памяти Карузо»! Можно ли это объяснить простой случайностью, какой-то прихотью судьбы?
Я думаю, что нет. Все в жизни каждого из нас имеет тайный смысл. И то, что мне принесла известность именно песня, посвященная Карузо, еще раз утверждает меня в том, что на очередном витке моей творческой карьеры мне, возможно, суждено заявить о себе в новом качестве, а именно – в кино.
Что интересно, вся эта необычайная история с твоим внезапным взлетом на вершину музыкально Олимпа, связанная с именем великого певца, как бы сама собой выстраивается в логическую связь:»Карузо – Ланца – Басков» независимо от титулов и исторических заслуг. А именно, что эта связь не ускользнула от тех, кто всерьез озабочен состоянием национального российского кино. И в самом деле, где были представлены все эти фильмы с Марио Ланца? В Голливуде! Вновь все тот же пресловутый Голливуд, который мы так безуспешно и старательно пытаемся догнать и перегнать…
Так ведь, и я о том же говорю. Зачем кому-то подражать, не лучше ли снимать свое кино? У них – свои Карузо, но ведь есть же и у нас свои достойные, значительные исторические личности, великие артисты, чью память нам, потомкам, сохранять из века в век!...
Такие люди, безусловно, есть в нашей истории. Тем более обидно то, что мы о них так мало знаем до сих пор. Вот, скажем, знаменитый и непревзойденный русский тенор Николай Иванов (с ударением на «а»). Знает ли почтеннейшая публика, что уже в начале XIX века он прославил русское вокальное искусство в Западной Европе?
Да, ведь, как сказано в истории искусства, специально для него писали свои оперы Россини, Верди, Доницетти, а в афишах его часто так и называли: «Русский соловей». Я лично знаю имя этого великого певца – друга Глинки, Пушкина, Брюллова потому, что сам учился на певца. Так что, конечно, этот человек, тем более мой тезка, очень близок мне по духу.
И не только. Судя по его портретам, у него и у тебя - один и тот же тип лица. И у него и у тебя – русые волосы и синие глаза… Казалось бы, сам Бог велит во славу русского искусства поставить грандиозный музыкальный фильм, где роль тенора Николая Иванова исполняет тенор Николай Басков, похожий на него, кстати, как две капли воды! А главное, нет никакой необходимости петь под «фанеру», как, скажем, в «Иронии судьбы…».
Но я ведь в принципе обеими руками «за»! За чем же дело стало? За сценарием? За спонсорами и продюсерами киностудий?
Да тут, ты знаешь, тоже мистика какая-то. Дело в том, что Николай Иванов в сущности, стал, сам того не желая, самым первым русским артистом-«невозвращенцем». А именно, после того, как по указу царя Николая I он был объявлен в России персоной грата, его имя было вычеркнуто из исторических анналов.
Поэтому-то, видимо, о нем теперь у нас не знают ничего. Вот что такое царская немилость – человека словно бы и не было… Тогда тем более необходимо возвратить народу его имя, восстановить историческую справедливость!
Именно эта задача была поставлена, когда на всю Россию прогремело имя Николая Баскова. И мы, киношники, сказали себе: «Ведь вот же есть у нас теперь артист, который сможет воплотить в кинематографе не итальянскую звезду, а свою собственную, русскую»! В силу чего тут же предложил сценарную идею и сюжет фильма с Николаем Басковым, где судьба Николая Иванова целиком зависит от царя, который, как ни странно, тоже носит имя Николай. Тут есть над чем задуматься – три Николая сразу!
И что же мы имеем сегодня, кроме первого синопсиса?
Уже сегодня на правах соавтора вместе с нами готов, по предварительной договоренности, участвовать в создании сценария наш легендарный кинодраматург и режиссер Александр Бородянский, с именем которого связаны такие культовые фильмы, как «Афоня», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и другие… И если все пойдет как надо, то сценарий будет создан вовремя.
Ну если уж подключены такие силы, есть надежда на успех. Я лично обещаю помогать в этом проекте, как могу.
Но перед тем, как приступать к истории певца из позапрошлого столетия, хотелось бы, естественно, узнать подробнее о том, как началась история блестящей творческой карьеры «Золотого голоса России» Николая Баскова.
Ну что сказать? Родился в Москве, в роддоме №1. Но мое детство проходило в Подмосковье, в Балашихе – там где служил мой отец. И там же я пошел учиться в школу №3. До этого, когда мне было года два, мне довелось еще пожить с родителями в ГДР. Мой папа, Виктор Владимирович, был военным в звании полковника, а мама, Елена Николаевна, - учитель математики.
То есть исходя из этого тебя должны были бы с детства привлекать как точные науки, так и воинское ремесло?
Во всяком случае, родители прежде всего записали меня в спортивную секцию. Благодаря чему я и получил в свое время второй юношеский разряд по плаванию. И даже, по мнению тренеров из Новосибирского спортивного клуба ЦСК, где тогда тренировался, я, говорят, подавал определенные надежды.
Почему в Новосибирском?
А потому, что мой отец, как я уже сказал, был офицером, мы переезжали постоянно: нынче – здесь, а завтра – там. Так, например, из Балашихи мы направились в Восточную Германию. А из Германии – в Туву. А из Тувы – в Новосибирск… Так что в Москву я возвратился уже в возрасте одиннадцати лет, когда мой папа поступил в Академию Генерального штаба. А я в то же самое время поступил в Детский музыкальный театр юного актера под руководством Федорова.
И чем же это было вызвано?
Моя мама рано обратила внимание на то, что меня с детства тянет к музыке, театру, сцене. Я играл во всех школьных спектаклях и вообще, надо сказать, гораздо более преуспевал в гуманитарных областях. Ну и, естественно, еще постоянно пел… Так что мне купили пианино, когда мне было всего четыре года, со мной занимались хорошие педагоги. Кстати сказать, и вокалу я начал учиться лет где-то с пятнадцати. Но, правда, в связи с переездами мне пришлось учиться в разных музыкальных школах, и я окончил в итоге музыкальную школу при Новосибирской консерватории. Так что когда уже в Москве я поступил в Детский музыкальный театр юного актера, в чисто профессиональном смысле был достаточно подготовленным исполнителем. Кстати сказать, я уже в возрасте одиннадцати лет выехал на свои первые зарубежные гастроли…
И этот путь привел тебя прямой дорогой в ГИТИС?
Да, туда я поступил уже в шестнадцать лет на факультет музыкального театра. Но через год меня оттуда выгнали.
Как так? За что?
Да, дело в том, что я довольно часто пропускал вечерние занятия по актерскому мастерству и хореографии. Но что касается занятий по вокалу, тут я был всегда на высоте. Мой вокальный педагог Лилиана Шехова говорила, что главное у меня – это голос и мне нужно прежде всего заложить фундамент своего вокального мастерства. Но, честно говоря, причиной моего ухода было также то, что я, называется, не сросся с коллективом. Ну, знаешь, как это всегда бывает: шумные студенческие посиделки, вечеринки да гулянки… Я же, честно говоря, все это не очень-то приветствовал и потому не выстроил систему со своими однокашниками. Однако само время показало, кто был прав – из всего нашего курса стал известным только я один. Но я не стал особенно расстраиваться оттого, что не сумел сродниться с коллективом Гиттиса, и тут же поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных на отделение оперного вокала, где моим педагогом стала Валентина Николаевна Левко.
Скажи, пожалуйста, а кто-то из них говорил тебе, к примеру, что тебя ожидает большая известность?
Не знаю, стоит ли сейчас об этом говорить… Но если честно, я чуть ли не с детства верил в то, что смогу добиться в жизни всего, чего только захочу. Помню, еще когда учился в школе, я на последних страницах тетрадей старательно выводил свои автографы. Увидев их, мой папа сказал: «Зачем ты это делаешь?» Я говорю: «Пап, я ведь все равно стану звездой, вот это мне тогда и пригодится…»
То есть уже тогда, еще не будучи звездой, ты подготовил вариант автографа звезды? Почти по Александру Грину: «Артур Грей родился капитаном, хотел стать капитаном и стал им».
Да, я всегда интуитивно ощущал в себе такие силы, что должны были помочь мне в дальнейшем исполнении моей мечты. И, повторяю, до сих пор все складывалось так, как я хотел. Так, например, уже в июне 1998 года я вышел на сцену Большого театра с партией Ленского в опере «Евгений Онегин».
А, кстати говоря, что это за история была с накидкой Лемешева?
Ну, это тоже был какой-то, видимо мистический момент… У меня ведь тогда еще не было своих сценических костюмов, подбирали из того, что было. И что же? Надеваю я старинную накидку с пелериной и читаю на подкладке: «С. Я. Лемешев». То есть как раз в этом костюме в роли Ленского на этой сцене пел, когда-то мой кумир! Помню, у меня просто мороз пошел по коже от такого удивительного совпадения. Я думаю, что это не было случайностью, за этим виден некий знак судьбы…
Но ты ведь, кажется, до этого еще в каком-то воинском ансамбле выступал?
Да, было и такое. Дело в том, что мой папа в свое время, чтобы я набрался опыта на сцене, устроил меня в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа, с которым я неоднократно ездил на гастроли, а потом я попал еще и в коллектив Первого оркестра Министерства обороны под управлением Афанасьева. Так вот, на выступлении в одном военном госпитале я познакомился с известным композитором – Александром Морозовым. Он пригласил меня к себе и говорит: «Ты знаешь, Коля, есть отличная идея – чтобы ты, певец с профессионально поставленным оперным голосом, стал плюс ко всему еще и исполнителем эстрадных песен. Кстати сказать, тут скоро намечается мой авторский концерт. Вот там ты и споешь, причем не обязательно мое…». А у меня тогда готовы были две итальянские песни – «Памяти Карузо» и «Аве Мария». Ну, Саша сделал мне для них аранжировки и представил меня с ними на концерте для ветеранов войны в честь Дня победы в Театре Армии. И так получилось, что как раз в тот вечер там находились тогдашний спикер Госдумы Геннадий Селезнев с известным предпринимателем Борисом Шпигелем. Им так понравилось мое выступление, что Борис Шпигель после этого сказал: «Я хочу, чтобы этот голос услышали миллионы!..» С этого момента и началось наше сотрудничество. Причем самое интересное то, что чуть ли не на следующий день я стал солистом еще и Большого театра!
Да, и это уже явно не случайное совпадение…
Что же касается Бориса Шпигеля, он вскоре после этого организовывает съемку клипа с моей песней «Памяти Карузо», которая тут же попадает в ротацию радио «Европа плюс», где голосуют за видеоклипы. И вот я со своим первым клипом восемь недель занимаю там первое место.
И тебе в это время всего лишь каких-то двадцать два года…
Да. А уже через пол года Борис Шпигель делает для меня мой первый сольный концерт в ГЦКЗ «Россия» и выпускает мой первый альбом «Посвящение». А я, в свою очередь, собираю семь аншлаговых концертов подряд.
Так что не зря, выходит, дружное семейство Басковых вернулось в матушку Москву?
Мало того, могу даже сказать, что в связи с моей творческой карьерой мои родители однажды приняли, как говорится, судьбоносное решение. Дело в том, что мой папа – полковник после окончания Академии Генерального штаба получил назначение на генеральскую должность в Одессе. Но мама сказала: «Витя, ты же видишь сам, какой у нас способный, одаренный сын. Ты понимаешь, что он может реализоваться только здесь, в Москве. Что делать? Может быть, не уезжать?». Отец, естественно, сначала с ней не согласился, они, помню, долго спорили между собой. Но в итоге решили остаться в Москве. Так что Москва, конечно, для меня и для моих родных имеет судьбоносное значение. Москва для меня – все!
Какой же она тебе видится сейчас?
Когда к нам приезжают иностранцы, мы испытываем чувство гордости за свой прекрасный город, восхищаемся всем тем, что в нем сегодня происходит. Как же нам не любить ее за гостеприимство, доброту и теплоту? Но больше всего меня поражает то, как она быстро разрастается и хорошеет на глазах. Я бы сказал, она становится похожа на ухоженную женщину. Москва всегда была красивой женщиной, но именно сегодня она так ухожена, окружена такой заботой и вниманием, что у нее есть теперь все возможности блистать. Сам я живу в районе который соответствует моему знаку – Весы.
Что значит соответствует знаку?
А ты разве не знал, что вся Москва поделена по знакам зодиака? Каждому месту соответствует свой знак. Не знаю, кого как, но меня лично просто потрясают те фантастические изменения, которые происходят с Москвой в последнее время. И за все это мы должны быть благодарны нашему любимому мэру Юрию Михайловичу Лужкову. Вот почему, пользуясь случаем, я хочу на страницах «Тверской, 13» сказать так: «Слава Богу, что у Москвы есть хозяин, который так искренне любит свой город и гордится им, как и все москвичи! Огромное ему спасибо за все, что он сделал для нас и особенно – за храм Христа Спасителя! Юрий Михайлович, мы любим вас, дай Бог вам доброго здоровья на долгие годы!».
А как относится к тебе те знаменитые артисты, звезды мировой величины, с которыми тебя свела твоя концертная судьба?
Помню, Лучано Паваротти мне сказал: «Желаю вам удачи и дальнейших творческих успехов. Но, впрочем, чего я еще вам могу пожелать, когда у вас такая «вокальная мама», как Монтсеррат Кабалье».
А что сегодня происходит в твоей собственной семье?
С моей женой Светланой мы живем уже семь лет, нашему сыну Брониславу исполнилось семь месяцев. Светлана – выпускница МГУ, по специальности юрист, является владелицей пиар - агентства под названием «Успех».
Название в самом деле очень символическое. Что бы мог в этом пожелать читателям «Тверской, 13» знаменитый певец Коля Басков в честь наступившего Нового года и в связи с православным Рождеством?
Желаю всем благополучия, любви и процветания! Пусть над Москвой всегда сияет солнце – москвичи заслуживают этого. А проще говоря – успеха вам, друзья!
Беседу вел Владислав Чеботарев