Завтра – начало учебного года
Николай Басков: «Школа для меня – это, безусловно, первая любовь»
Какие самые яркие воспоминания остались у вас о годах учебы – в школе в вузе и пр.? Общаетесь ли вы сегодня с однокашниками? Какой предмет вы любили в школе и почему? Что вам в первую очередь хотелось бы реформировать в нашей системе образования? На эти и другие вопросы анкеты «ВМ» накануне нового учебного года отвечают звезды эстрады, кино и ТВ.
Николай БАСКОВ, народный артист России и Украины: «Учеба превратила меня в… сову»
– Я из тех людей, которые могут без всяких сомнений сказать о себе: мое детство было счастливым. При этом я поменял очень много школ! Отец служил, и мы постоянно переезжали, сменили множество городов…
Школа для меня – это, безусловно, первая любовь. Случилась она со мной в шестом классе, в Новосибирске – потому этот город запомнился мне особо. Девочку звали Таня – я воспылал к ней такими жаркими чувствами, что моя мама всерьез забеспокоилась по поводу того, какое сильное влияние на меня оказывает женский пол.
С этим же городом для меня связан еще один момент уже взрослой жизни, но тоже имеющий прямое отношение к школе. Когда я впервые приехал в Новосибирск на гастроли, в первом ряду вдруг увидел свою классную руководительницу. Оказалось, она моя поклонница, знает наизусть все мои песни – весь концерт подпевала мне «с места» (а я, получается, был на сцене «у доски»). И вот с тех пор я каждый раз во время гастролей вижу ее в том самом первом ряду.
Людмила Федоровна – так зовут мою учительницу – преподавала нам русский и литературу. И однажды на мой концерт она принесла мне совершенно неожиданный подарок – мое школьное сочинение на тему «Кем я хочу стать». Я написал тогда, что хочу стать артистом… Учительница берегла это мое «произведение» много лет – и теперь передала мне с улыбкой, со словами: «Кем хотел – тем и стал!» Теперь это сочинение хранится у моей мамы.
И еще один удивительный момент, связанный с учебой. Все мои друзья знают, что по образу жизни я абсолютная сова, мне страшно тяжело вставать рано утром.
Тем не менее в детстве я был… стопроцентным жаворонком – вскакивал раньше всех ни свет ни заря. А дело в том, что, когда мне было уже лет 15, я начал впервые заниматься вокалом с педагогом – заслуженной артисткой России Лилианой Сергеевной Шеховой. Занимались мы по вечерам – затем нередко шли в театр, после чего долго обсуждали постановки… В общем, я приходил домой очень поздно, потом еще долго слушал классическую музыку – да так и засыпал с наушниками уже глубокой ночью. И так я стал… классической совой. Причем психологи утверждают: такая смена внутренних биологических часов случается крайне редко. И чего только не сделает с человеком учеба!
Надежда БАБКИНА, народная артистка России: «Ох уж эти завучи!»
– В мои школьные годы были распространены агитбригады. Мне очень нравилось участвовать в художественной самодеятельности, пела с большим удовольствием. В каникулы и выходные мы ездили по деревням на очень стареньком сельском автобусе, читали стихи, «песняка» давали, маршировали строем. Мне так нравилось быть на сцене! С седьмого класса я была уже самостоятельной, училась в интернате, жила на квартире с хозяйкой. В выходные пешком ходила домой по двенадцать километров одна.
После занятий вечером «чесала» домой, а в понедельник утром рано на автобусе приезжала обратно.
В школьные годы у нас была своя компания друзей. Был любимый островок в дельте Волги: мы ухаживали за ним, следили за чистотой. А потом садились на лужайке, и каждый рассказывал свои истории, слушали лягушачьи концерты, пение сверчков. Это – из числа моих самых счастливых детских воспоминаний.
И вот однажды, через двадцать лет, я вновь встретилась со школьными друзьями – когда приехала в Астрахань на гастроли. Они-то меня видели часто – то на экране, то в газетах, журналах. А я даже не представляла какие они! Встреча была сумасшедшая, неожиданная – как будто и не было этих лет. Мы плакали от счастья, за эти несколько дней словно прожили целую жизнь. Съездили на наше любимое место – на остров Лотос, в Астрахани: там Волга впадает в Каспийское море, и видно, как в высокую волну моря плавно и спокойно входит река, как будто поднимается по ступенькам. И здесь, в дельте Волги, растут удивительные, необыкновенной красоты лотосы.
…Мои учителя? В Гнесинке я занималась сольным пением в классе Нины Константиновны Мешко. С моим голосом очень серьезно работали. Но отношения с ней у меня не складывались, Нина Константиновна постоянно была недовольна мной.
Всегда, даже когда я добивалась успехов, сурово говорила: «Она может лучше». Даже когда ансамбль «Русская песня» стал популярным! Впрочем, и в школе у меня всегда было собственное мнение – еще в детстве проявлялся характер. Поэтому у меня часто не складывались отношения с учителями, и особенно с завучами.
Моим любимым предметом в школе была музыка, хотя меня в детстве и не отдали в музыкальную школу. Я хорошо училась по всем предметам, но поскольку отец хотел, чтобы я стала врачом, предпочтение старалась отдавать естественным наукам: биологии, химии. Только после школы я сделала свой выбор – вместо медицинского училища поступила в музыкальное.
– Что вам особенно нравилось и что не нравилось в школе, вузе?
– У меня всегда было собственное мнение, наверное, еще в детстве стал формироваться характер. Поэтому у меня не всегда складывались отношения с учителями и завучами.
– Как вы думаете – в современной школе ( вузе) детей и юношество учат правильно?
– Обучение ребенка зависит не только от школы, но и от того, занимаются ли родители обучением и воспитанием ребенка. Этой весной родился мой внук Георгий. Когда моя невестка Татьяна была беременна, я привезла ей кучу книг, записей песен, музыки, чтобы она начала заниматься с ребенком, еще когда он у нее был в животике. Это очень правильно, так как чем раньше ребенку начнут читать сказки и петь песенки, тем лучше.
…Что бы я реформировала в современной школе? Мне бы хотелось, чтобы на уроках чаще вспоминали о русской национальной культуре и русских народных традициях. Сейчас идет повальная американизация, дети растут на зарубежных мультфильмах и зачастую не имеют ни малейшего понятия о народной музыке, обрядах, традициях – а это в первую очередь упущение образовательной системы.
В Театре «Русская песня», которым я руковожу, работает детская студия «Наследие», которая, на мой взгляд, восполняет этот пробел. Профессиональные педагоги и руководитель студии Наталья Бардина занимаются с детьми вокалом и хореографией, знакомят их с русскими народными играми и традициями.
А всем сегодняшним школьникам и студентам хотелось бы пожелать: не переставайте учиться и по окончании вашего учебного заведения. Расширяйте горизонты! У меня, например, три высших образования, и я уверена, что не смогла бы добиться того, что добилась, не имея их.
Арчи, телеведущий: «На учебу… в лес»
– Так получилось, что все мои школьные годы – как одно яркое воспоминание. Отец был военным, поэтому мы подолгу не задерживались ни в одном городе. Мне даже удалось пожить в Германии, потом мы переехали в Самару. Среднее образование я в основном получил в Будапеште. Еще учась в венгерской школе, занимался в студии дизайна, где и получил свою первую специальность – «арт-подиумная модель». Кстати, школьный аттестат мне пришлось получать… уже в Минске.
Так что, поскольку в школах я не задерживался – и друзей там не удавалось завести.
А вот с вузовскими приятелями общаюсь – пересекаемся периодически на встречах выпускников.
В институте у меня был замечательный преподаватель по праву. Хотя он и был строг со студентами – считаю, это правильный подход. Он так натаскивал нас по своему предмету, что я спустя годы могу без напряга вспомнить любую главу конституции.
А вот в школе любил биологию. Особенно нравились мне походы в лес. Ждал этого, как какого-то особенного события…
Таисия ПОВАЛИЙ, народная артистка Украины: «Мне помог «комплекс отличницы»
– Мои самые первые настоящие гастроли состоялись в шесть лет, когда мой первый учитель музыки взял меня на выездной концерт. И за выступление заплатили настоящий, взрослый, гонорар, который я тут же, весь, без остатка, потратила на подарки маме. До сих пор помню те аплодисменты – щедрые, искренние, долгие.
А в принципе – детства в обычном понимании у меня не было. В то время, когда мои подружки сидели на лавочке с парнями, играли на гитаре и пели песенки, я должна была зубрить гаммы. Однако в 13 лет я влюбилась в одного мальчика и заявила маме: больше не хочу заниматься музыкой! На что она, как женщина мудрая, ответила: «Доченька, ты уже столько лет проучилась и теперь бросишь? Закончи хоть на тройки, только чтоб был диплом». Мама прекрасно знала, что ее дочь не сможет себе позволить опуститься до таких оценок – в плане музыки я всегда страдала «комплексом отличницы». В итоге получила красный диплом.
Потом окончила Киевское музыкальное училище им. Глиера (дирижерскохоровое отделение и факультативно – академический вокал), серьезно занималась академическим вокалом – мне прочили серьезное оперное будущее. Я и сейчас уверена, что без этой великолепной школы мне бы не добиться успеха на сцене, ведь именно академический опыт дает возможность в совершенстве овладеть различными манерами пения – от оперной арии до стиля соул.
Так что пожелаю сегодняшним студентам: не останавливайтесь, учитесь, открывайте для себя новые непознанные сферы. Тогда вы станете востребованными профессионалами, и вам не будет страшен ни один кризис!
Рустам ШТАР, лидер российской цыганской группы «ШТАР»: «На уроках… у Кобзона»
– В начальных классах я учился не очень усердно: много гастролировал с родителями-артистами, посещал разные школы. Потом вдрyг понял, что надо браться за ум, и засел за учебники, да так, что смог экстерном окончить очередной учебный год. Одновременно я занимался в Школе имени Гнесиных, музыка давалась мне легко, и я полностью ей подчинился. Весь день уходил на репетиции, самостоятельное разучивание пьес. А кроме того, я ведь и сам пишу песни! Поэтому все музыкальные дисциплины мне были нужны как воздух.
Мне всегда очень нравилась атмосфера, которая царила в Гнесинке: безусловное уважение к мнению ученика, вселенская любовь к музыке, которая здесь затаилась, кажется, в каждом уголке. Меня не надо было заставлять – занимался от души, ведь музыка была и остается моим вторым я.
Самыми яркими впечатлениями тех лет для меня были дни, когда к нам в школу приходил мэтр советской эстрады Иосиф Кобзон (мы учились в одном классе с его сыном) и делился с нами азами мастерства. Равнодушных, поверьте, не было – мы ловили буквально каждое его слово. И ему до сих пор есть чему поучить молодежь: посмотрите, как артист держится на сцене, всегда безукоризненно выглядит, всегда уважителен к слушателю.
В школе у меня было немало друзей, а с некоторыми из них мы еще в годы учебы создали группу «Штар» – наше совместное детище. Вместе много гастролируем, а иногда собираемся семьями после концертов…
Кстати, большая роль в становлении группы «Штар» (в переводе с цыганского ее название означает «четыре»: основной состав группы – это квартет) также сыграл Иосиф Давыдович: ему принадлежит и сама идея создания нашей команды.
Так что я всегда готов преклонить перед ним колени. А не так давно мы вместе с ним открыли первую в столице музыкальную школу «с цыганским уклоном» для одаренных детей.
Завтра в ней начнется первый учебный год.
Сергей ГУБАНОВ, актер, снимающийся в России и Голливуде: «Не прятать прошлое!»
Самые яркие воспоминания у меня от учебы в вузе, а не в школе.
Я учился в ГИТИСе, и занятия у нас были 7 дней в неделю. Выходные выдавались крайне редко. И вот однажды нам разрешили отдохнуть в воскресенье. На радостях мы дружной компанией поехали за город, в дом отдыха. Но через несколько часов нам позвонил староста: на сегодня назначены занятия по танцам, надо возвращаться. А все уже были навеселе.
Выбирались из Подмосковья на автобусе. Хохотали всю дорогу! В институт приехали вовремя, но когда с мороза зашли в теплое помещение, нас так разморило, что заниматься мы просто не могли. В итоге педагог поставил нам «не был» и снизил оценку на экзамене во время сессии.
А в школе я очень любил географию. И совсем не потому, что хорошо знал ее. Этот предмет вел великолепный учитель, Игорь Николаевич.
С шестого класса факультативно он предложил нам безумно интересное задание: мы фантазировали – писали рассказы о путешествиях. Что может быть интереснее для мальчишки?! Каждый чувствовал себя Жюль Верном!
Что мне не нравилось в школе? Пионерская организация. Нас заставляли ходить строем, одинаково одеваться. Хорошо, что сейчас все не так. У меня две дочки, которым мы подыскивали хорошую школу с углубленным изучением английского языка – в современном мире без этого просто нельзя. Учителя у них замечательные, умеют увлечь ребенка своим предметом. Одно мне не нравится – как сейчас «порезали» учебники истории.
В прошлом учебном году я взял у своей старшей, Карины, учебник – и ужаснулся! События преподносят совершенно подругому, просто коверкают прошлое! Мало информации о войне, о Сталине, о тяжелых временах. Как можно прятать отечественную историю от подрастающего поколения? Если говорить о плюсах, то мне импонирует, что детям прививают европейские традиции. А еще – сейчас старшая начала учить второй язык, французский, и для практики переписывается по электронной почте со сверстниками из-за рубежа.
Что хотелось бы еще реформировать в нашей школе? Очень хочется переделать систему питания: то, чем кормят детей, вызывает ужас. Само помещение столовой прекрасное, но вот с едой большие проблемы.
Первое отличие от советской системы – вся еда платная. Мои девочки вообще предпочитают брать с собой завтраки из дома. И дешевле для семейного бюджета, и вкуснее, и полезнее. Однажды попросил Карину принести мне что-нибудь из столовой – хотелось понять, почему девчонки наотрез отказываются от школьной пищи. Кусочек попробовал и понял: есть это действительно невозможно. А мы в свое время даже за добавкой бегали – так вкусно все было в столовой!
Алексей ВОРОБЬЕВ, певец, актер и студент: «Я ходил в школу с «дипломатом»
– С 1 по 3-й класс я учился в школе № 24 г. Тулы. И с самого начала был жутким двоечником! Даже в первом классе в прописях, где нужно было обводить всякие закорючки и получать за это колобки красного цвета, я умудрился получить кол размером во всю страницу.
Несмотря на это, я обожал выглядеть прилежным учеником. С самого первого школьного дня носил костюм с галстуком, а иногда выпрашивал у папы большой черный «дипломат», чтобы казаться еще серьезнее. Конечно, там ничего особо важного для учебы не лежало, кроме обычного набора и бутербродов, но зато учителя сажали меня с отличницами и почти всегда разрешали списывать! А ребята за мой внешний вид дали мне прозвище Помощник президента. Сейчас я часто выступаю с концертами перед учителями, и всегда им говорю: будьте снисходительнее к ученикам, даже несмотря на плохие отметки, – из них могут вырасти приличные люди.
Что касается музыкального образования – с 6 лет я учился в музыкальной школе и все свое свободное время посвящал игре на аккордеоне. Родители мне говорили: «Учись как хочешь, но в музыке ты должен быть лучшим!» Я стал побеждать на всероссийских и международных конкурсах, и моя мама, с детства делавшая за меня домашние задания, мной очень гордилась.
Несмотря на мою общительность, в коллективе я никогда не уживался, и настоящих друзей у меня не было. Только с переходом в новую школу (лицей искусств № 3, по классу хореографии) ситуация изменилась.
У меня появился первый настоящий друг – Гена. Он, как и я, оказался новичком, поэтому мы быстро подружились. А в нашем классе, больше похожем на команду а-ля «Бойцовский клуб», было здорово иметь хотя бы одного единомышленника! В 9-м классе я влюбился в преподавательницу астрономии. Молоденькую, только из пединститута. Однажды она выключила в классе свет, задернула шторы и села за последнюю парту с проектором показывать нам звездное небо. А за этой партой сидел я. Целый урок в темноте, рядом с ней, глядя на созвездия…
Я был очень взволнован! Любимыми предметами у меня были музыка и физкультура. Тогда я еще не мог на все сто определиться с профессией. Профессионально занимался футболом, наша команда стала чемпионом Тульской области. Выбирая между футболом и музыкой, я остановился на последней. На мой взгляд, сцена и спорт очень похожи – тот же накал эмоций и желание победить.
Сейчас я получаю второе образование, в 2008 году поступил в Школу-студию МХАТ на курс Кирилла Серебренникова, а до этого окончил вокальное отделение Эстрадно-джазового училища имени Гнесиных. Артистическая деятельность занимает много времени, но я получаю море удовольствия от учебы. Тоннами читаю литературу о кино и музыке, с горящими глазами бегу на лекции.
Что хотелось бы пожелать сегодняшним школьникам и студентам? Чтобы халява ловилась легко и пятерки сами бежали в дневники и зачетки. Но при этом не забывайте: вы учитесь не для кого-то, а для себя! Впитывайте знания, они обязательно пригодятся вам в жизни.
http://www.vmdaily.ru/article/103994.html